Наши новости


17 сентября 2021 года согласно плану проведения внеклассных  мероприятий, в це...
28 августа 2021 года наша школа приняла участие в выставке "Цветущий район" с пл...
14 июля 2021 года. Вот и наступил последний день работы нашего пришкольного оз...
Школьные годы прошли чередой Светлые дни вашей жизни веселой. Вече...

Главное меню

Обратная связь

Обратная связь

Ваше сообщение было успешно отправлено

Дополнительное меню

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пятницкая средняя общеобразовательная школа

Волоконовского района Белгородской области»

Номинация «Сохраним леса России»

Круглый стол «Войди в лес другом»  

                                                                     Подготовила: Пантелеева

Оксана Викторовна,

руководитель кружка

«Школьное лесничество»

 

Тема занятия  «Войди в лес  другом»

   Форма проведения: круглый стол

 Участники: обучающиеся 6 классов, члены кружка «Школьное лесничество», руководитель  кружка «Школьное лесничество»  Пантелеева Оксана Викторовна, заместитель директора ОКУ «Волоконовское  лесничество» Щекин Геннадий Геннадьевич.

 Пояснительная записка

Лес…одно из самых коротких слов в нашем языке, а как много вобрало оно в себя. Значение этого сообщества растений настолько велико, что вряд ли найдется что-то подобное, играющее в природе  и в жизни человека такую важную  роль. Леса России раскинулись на территории в 6,3 млн. км2 ,  это составляет 25 % мировых  запасов.

К сожалению, Белгородская  область и Волоконовский район относятся  к лесодефицитным   районам страны. Поэтому  необходимо охранять от хищнического  уничтожения те немногие лесные насаждения, которые еще  остались.

Особую тревогу и беспокойство несет  зеленым насаждениям  всеми любимый праздник – Новый год. Появляется много желающих  украсить свой дом празднично пахнущими зелеными  красавицами. Но невсегда  жители  нашего поселка законным путем  приобретают   сосны и ели.  Есть много тех,  кто варварским способом  осуществляет несанкционированные  вырубки  деревьев.

Данным мероприятием  хотелось обратить внимание учащихся  на проблему повышения  собственной    экологической культуры  и  культуры жителей п. Пятницкое,  бережного отношения к природным богатствам, в  частности лесным ресурсам родного края.

 Цель: привлечение внимания подрастающего поколения к проблеме сохранения  хвойных насаждений района.

 Задачи:

1. Создавать   условия для повышения экологической и эстетической  культуры поведения учащихся в лесном биоценозе.

2.Способствовать воспитанию бережного отношения к природным лесным  богатствам.                                    

 3. Расширять   знания  о лесе, его роли в жизни людей и природе.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.

 Оформление: стены класса оформлены плакатами: «Лес - чудесное творение природы», «Зеленая красавица,  живи!», «Сохраним  леса п. Пятницкое», «Береги природу!»; выставка детских рисунков, книг на тему  «Заходи в зелёный дом  - чудеса увидишь в нём», фото новогодних композиций,  листовки и памятки на тему «Живи, елка!», «Лес – наше богатство».

 Методические советы  на подготовительный период:

Занятие рассчитано для  обучающихся  6-7 класса. Перед проведением мероприятия учитель разрабатывает сценарий мероприятия, изучает научно-методическую, художественную литературу, подготавливает фото и видеоматериал, презентацию. Вместе с членами кружка подготавливаются  листовки, плакаты, рисунки,  новогодние  композиции, высказывания, пословицы, поговорки, стихи  о лесе, вопросы для круглого стола. С помощью библиотекаря организовывается  выставка творческих работ, книг и журналов  о лесе.

 План занятия

1.Организационный момент.

2.Основная часть.

3.Заключительная часть.

4.Рефлексия.

5.Подведение итогов.

 Ход проведения мероприятия:

 1.Организационный момент.

 Я так боготворю деревья

И их доверьем дорожу.

В лес захожу,

как будто к другу в дверь я,

И как по храму, по лесу хожу.

Учитель: Новый год-это праздничные хлопоты, подарки, белый пушистый снег за окном, Дед Мороз и Снегурочка, бенгальские  огни, фейерверки, новогодние  поздравления и  традиционно нарядная зеленая красавица – ёлка, сверкающая разноцветными огнями и завораживающая  волшебным ароматом счастья.

Однако новогодняя ёлка - не только красивая традиция. У неё есть и вторая сторона - значительный ущерб  нашим лесным богатствам. Накануне праздников погибает большое количество деревьев. По статистике этот обычай  можно  сравнить с ежегодным лесным новогодним пожаром.

Лесничество ежегодно устраивает ёлочные базары,  где  каждый желающий может приобрести зелёную красавицу. Но всегда ли так происходит? В канун Новогодних праздников в сосновом лесу, да и на территории посёлка, можно найти огромное количество повреждённых деревьев: верхушки спилены, ветки обломлены, совсем маленькие сосны -  срублены под корень. Ежегодно  случаются факты несанкционированной рубки хвойных насаждений. Лесные красавицы становятся добычей  варваров  без совести. А сколько зелёных красавиц выбрасывается после праздников, не найдя применения? Сколько ежегодно официально продаётся ёлок в период новогодних праздников? Какова площадь вырубок  сосен  в нашем районе?

Для поиска ответов на все эти вопросы сегодня мы  проводим  круглый стол  на тему «Войди в лес другом» в рамках экологической  акции «Живи, ёлка!».

 2. Основная часть.

Сегодня у нас в гостях заместитель директора ОКУ  «Волоконовское лесничество» - Щекин Геннадий Геннадьевич, он ответит на все интересующие вас вопросы. Но сначала послушаем немного истории, о том,  откуда пришел обычай наряжать и украшать елку.

1 ученик: Обычай  наряжать ели и сосны пришел к нам из Германии. Царь Петр I   указом повелел «…ставить елки и делать украшения от древ и ветвей сосновых, еловых…». Но после его смерти это нововведение ушло в забытье. И ни Пушкин, ни Лермонтов новогодних ёлок не знали и не видели – у них были святки, маскарады и балы. После революции новогодняя ёлка была признана «дикарским обычаем» и полностью списана со счетов. Лишь в 1935 году Сталин вернул новогоднюю ёлку народу. Так вечнозеленая красавица дошла до наших дней.

2 ученик: За один «Новый год» вырубаются сотни тысяч елей. За неделю исчезают леса. Чтобы восстановить  лес нужны десятки,  иногда сотни лет, а уничтожить его можно за неделю. Хочется обратиться ко всем здравомыслящим людям – остановитесь, задумайтесь о будущем, не уничтожайте своим безразличием  и беспечной праздностью наши леса. Ведь лес, кроме того, что и «сам живой» – это еще и дом для миллионов живых существ, большую часть которых человек уже истребил.

Учитель: В старину на Руси говорили: «Рядом с лесом жить — голодному не быть. Лес — богаче царя. Лес не только волка, но и мужика досыта кормит». Ребята, а как вы думаете, какое значение имеет лес в природе и жизни человека?

(Ответы  и  выступления учащихся)

Основные направления использования леса в хозяйственных целях:

1.Источник пищи (грибы, ягоды, звери, птицы, мёд)

2.Источник энергии (дрова)

3.Строительный материал

4.Сырьё для производства (производство бумаги)

Значение леса в природе:

1. Растения вырабатывают кислород. Одно дерево за сутки выделяет столько кислорода, сколько нужно для дыхания 3 взрослым людям.

 2. Только зеленые растения используют  энергию солнца и создают  органические вещества.

3. Лесные насаждения эффективно влияют на температуру местности, влажность воздуха, на почву и микроклимат в целом. Самые лучшие увлажнители воздуха: тополь и дуб. Растения помогают очистить воздух от пыли и химических веществ.

4.Растительность влияет на ветровой режим и защищает населенные пункты. Заросли боярышника снижают скорость ветра почти в 1, 5 раза.

 5. Растительность главный фактор почвообразования.

6. Лиственные породы деревьев эффективно снижают шум благодаря различной ориентации листовых пластинок и из-за колебаний листьев.

7. Растительный покров – это мощный лечебный и оздоровительный фактор для человека. Хвойные леса выделяют фитонциды — летучие вещества, обладающие бактерицидными свойствами. Фитонциды убивают болезнетворные микробы, благотворно влияют на нервную систему, усиливают двигательную и секреторную функции желудочно-кишечного тракта, способствуют улучшению обмена веществ и стимулируют сердечную деятельность.

 Составляется схема    на доске             

Учитель: Мы видим с вами, что значение леса очень велико, но может быть рубка новогодних деревьев не столь и страшна для Волоконовских лесов? О состоянии лесных ресурсов на территории нашего района нам расскажет заместитель директора ОКУ «Волоконовское лесничество» - Щекин Геннадий Геннадьевич.

Представитель ОКУ «Волоконовское лесничество»: (рассказ о работе лесничества)

Общая площадь  «Волоконовского  лесничества» - 6719 га, хвойное хозяйство – 650 га, твердолиственные породы - 4795 га, мягколиственные породы – 807 га, ценные леса  составляют – 6303 га, они же являются противоэрозионными лесами; водоохранные леса – 80 га, защитные  леса природных и иных объектов – 336 га, защитные полосы возле дорог – 8 га и леса  зеленой зоны -328 га.

…В преддверии Нового года  с 1  декабря по 31 декабря проводится акция «Охрана новогодних сосновых насаждений от самовольных порубок», совместно с работниками МВД проходят круглосуточные дежурства для предотвращения самовольных  порубок. За срубленное  дерево предусмотрен административный штраф- 5000 рубл. за каждый 1 м.

…ОКУ «Волоконовское лесничество»  по госзаказу выполняет следующие виды работ:

   1)Рубки ухода за лесом (выборочные и сплошные санитарные рубки).

   2) Рубки ухода в молодняках (осветления и почистки).

   3)Выращивание посадочного материала (сеянцы и саженцы древесно-кустарниковых пород).

   4)Посев и посадка на площадях, вышедших из-под сплошных санитарных рубок, кроме осины и на площадях, не покрытых лесом.

   5)Дополнение лесных культур прошлых лет.

   6)Противопожарные мероприятия (ремонт дорог противопожарного назначения, устройство новых и ремонт существующих противопожарных барьеров, изготовление и установка шлагбаумов, знаков, аншлагов).

   7) Благоустройство лесной территории (устройство мест отдыха, очистка леса от захламления).

   8)Закладка плантаций для новогодних елей.

С 2010 года  наше  лесничество  участвует  в региональном экологическом проекте «Зеленая столица», который развивается по пяти направлениям:

   - озеленение и ландшафтное обустройство территории области;

   - рекультивация участков, испытавших техногенное воздействие со стороны хозяйствующих субъектов - предприятий горнорудного комплекса и других промышленных отраслей;

   - развитие рекреационных зон;

   - сплошное облесение меловых склонов и опасных в эрозионном отношении участков;

   - координация работы по производству посадочного и посевного материала.

   Весной 2013 года такая работа продолжится во всех районах области с привлечением общественности, школьников, местного населения.

Учитель: Ребята, может у вас есть вопросы к нашему гостю?

Вопрос: Где  заготавливаются специальные новогодние ели, сосны?

Представитель ОКУ «Волоконовское лесничество»: Новогодние ели, сосны выращиваются на специальных плантационных площадях, которые специально закладываются для рубки  в новогодний период. Кроме этого на наших рынках продаются привозные ели и сосны из других областей, а также население использует искусственные елки.

Вопрос: Как отличить законно заготовленную новогоднюю ель от браконьерской?

Представитель ОКУ «Волоконовское лесничество»:

Чтобы избежать покупки  "браконьерской" продукции, новогоднюю ель или иное хвойное дерево лучше покупать только на специально организованных рынках, где у продавцов имеются накладные на продаваемые деревья, а покупателям выдается квитанция. Живые новогодние деревья, которые продаются  "с рук" имеют браконьерское происхождение.

Вопрос: Сколько нужно времени, чтобы вырастить новогоднюю ель среднего размера?

Представитель ОКУ «Волоконовское лесничество»: Это зависит от условий и технологии выращивания. В  нашей природной зоне  этот процесс занимает, как правило, 6-7 лет. Из них два года уходит на выращивание сеянцев (обычно для закладки "новогодних" плантаций используются такие же сеянцы, как и для восстановления леса на вырубках). Как правило, чем южнее, тем этот период меньше, чем севернее - тем больше.

Вопрос: Как организовано плантационное выращивание новогодних деревьев в нашем регионе?

Представитель ОКУ «Волоконовское лесничество»: В Белгородской области для новогодних праздников выращивают не елки, а сосны. Эти сосны не вырубаются в лесных массивах. Для выращивания зелёных красавиц в местах, непригодных для культивирования других пород деревьев, созданы специальные плантации. Одна из таких плантаций находится за пределами п. Волоконовка. Часть сосенок вырубается среди молодняка, с целью его прореживания. За семь лет сосна вырастает только на один метр, однако экологии района ничего не угрожает, т.к. эти сосны были посажены для того, чтобы  жителей нашего района к Новому году обеспечить ёлками…

Вопрос: А почему главная елка страны не искусственная, а настоящая, кроме этого главные елки в наших поселках также  настоящие?

Представитель ОКУ «Волоконовское лесничество»: Главная елка страны должна  соответствовать ряду требований: ее возраст должен быть более 100 лет, а, следовательно она подлежит вырубке, на ее место посадят несколько новых деревьев. Что касается главных елок в наших поселках, то используют не целые деревья, а ветки, которые укрепляют в специальном каркасе.

Учитель: Что лучше для природы: один раз обзавестись искусственной елкой или каждый год покупать живую? Или делать новогодние композиции, букеты? Как вы думаете, ребята?

Ответы:

- Искусственная праздничная елка – самый  лучший вариант: и гости счастливы, и леса живы.

- Искусственные елки бывают разной высоты – от совсем маленьких, которые можно установить  на столах, до пятиметровых.

-Елки бывают разной пушистости, с разными оттенками, к некоторым не нужно покупать гирлянду, т. к. продаются елки с рассеянным сиянием и даже с хвойным ароматом.

-  Искусственные елки не осыпаются, на них не может быть аллергии, они удобны и экологичны.

-У таких елей длительный срок эксплуатации, который доходит до 10 лет. А за это время вы сохраните 10 живых елей.

 3. Заключительная часть.

Учитель: Я надеюсь, что каждый из вас сделает  правильный выбор,  и вместе мы сможем спасти «зеленое золото» нашего района, области, страны. Очень трогательны слова  о лесе И. С. Никитина:

Шуми, шуми, зеленый лес!

Знаком мне шум твой величавый,

И твой покой, и блеск небес.

Над головой твоей кудрявой.

Я с детства понимать привык

Твое молчание немое,

И твой таинственный язык,

Как что-то близкое, родное.

3  ученик: Лес в опасности! У наших лесов много проблем. Какие же  это проблемы? (На доске дети составляют схему; рассказ о жизни елки после праздника)

 Если мы будем  варварски  относится к лесу, он может исчезнуть, а с ним  исчезнут птицы, звери, насекомые, цветы, ягоды, грибы, чистый воздух, летняя прохлада…

 Леса уходят, жалко мне леса.

Уходят ели, сосны и березы,

Рябины гасят пламенные гроздья,

Осинников смолкают голоса.

Лес вырубают – океан зеленый,

Лишь на тебя надежда – Человек

Цени и уважай доверие природы.

   Учитель:  Хочется верить, что после сегодняшней встречи изменится  ваше отношение к новогодним елкам, другим деревьям не только в нашей школе, но и в ваших семьях. Конечно же, каждый из вас должен задуматься, каким увидят лес наши потомки через век,  через тысячелетия, и сможет ли лес им дать то, что даёт нам сейчас. Закончить нашу встречу  я хочу словами  Б. Васильева из произведения  «Не стреляйте в белых лебедей»: «Каждое дерево, сынок, оно для пользы: бездельников природа не любит. Кто для человека растет, на его нужду, а кто для леса, для зверья всякого или для гриба, скажем. И потому, прежде чем топором махать, надо поглядеть, кого обидишь: лося или зайца, гриб или белку. А их обидишь – себя накажешь: уйдут они из леса-то порубленного, и ничем их назад не заманишь. Дерево – это теплое и многотерпеливое создание».

 4.Рефлексия. В заключении предлагается  каждому участнику круглого стола, передавая символ елочки, сделанный  членами кружка, высказать мнение по обсуждаемой проблеме и пожелания. Продолжить предложения: «Для меня лес - это…», «Из сегодняшней встречи я узнал( а)…», «Чтобы спасти наши леса надо…».

Учитель:

Вам низко кланяюсь, леса,-

Зверям, букашкам, каждой птице.

Живу с надеждой возвратиться

К вам снова: верю в чудеса…

Вам низко кланяюсь леса.

 5.Подведение итогов

 Литература

 

1.  Балбышев И.Н. Из жизни леса. С-П.: ЛЕНИЗДАТ, 1990.

2. Бобров Р.С. Беседы о лесе.- М.: Молодая гвардия,1982 .

3. Герасимова В.А. «Классный час – играючи». – М., 2006.

4. Дмитриев Ю. и др. Книга природы.   М.: Детская литература, 1990.

5. Лес и человек. - Ежегодник - Москва «Лесная промышленность» ,1989.

6. Петров В.В. Лес и его жизнь. М.: Просвещение, 1986.

7. Русская поэзия детям, 3-е изд. Л., 1989.

 

   

. .