< Круглый стол «Войди в лес другом» Подготовила: Пантелеева Оксана Викторовна, руководитель кружка «Школьное лесничество»

Наши новости


 21 января 2021 года завершился школьный этап конкурса детских рисунков «Я берег...
  Поздравление С Новым Годом от 5А класса ОГБОУ Пятницкая СОШ СМОТРЕТЬ П...
30 ноября 2020 года Учащиеся 9 «В» и 8 «В»  класса приняли активное участие в пр...
29 августа 2020 года приняли участие в дне празднования 92- й годовщины Волоконо...

Версия сайта

Главное меню

Дополнительное меню

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пятницкая средняя общеобразовательная школа

Волоконовского района Белгородской области»

Номинация «Сохраним леса России»

Круглый стол «Войди в лес другом»  

                                                                     Подготовила: Пантелеева

Оксана Викторовна,

руководитель кружка

«Школьное лесничество»

 

Тема занятия  «Войди в лес  другом»

   Форма проведения: круглый стол

 Участники: обучающиеся 6 классов, члены кружка «Школьное лесничество», руководитель  кружка «Школьное лесничество»  Пантелеева Оксана Викторовна, заместитель директора ОКУ «Волоконовское  лесничество» Щекин Геннадий Геннадьевич.

 Пояснительная записка

Лес…одно из самых коротких слов в нашем языке, а как много вобрало оно в себя. Значение этого сообщества растений настолько велико, что вряд ли найдется что-то подобное, играющее в природе  и в жизни человека такую важную  роль. Леса России раскинулись на территории в 6,3 млн. км2 ,  это составляет 25 % мировых  запасов.

К сожалению, Белгородская  область и Волоконовский район относятся  к лесодефицитным   районам страны. Поэтому  необходимо охранять от хищнического  уничтожения те немногие лесные насаждения, которые еще  остались.

Особую тревогу и беспокойство несет  зеленым насаждениям  всеми любимый праздник – Новый год. Появляется много желающих  украсить свой дом празднично пахнущими зелеными  красавицами. Но невсегда  жители  нашего поселка законным путем  приобретают   сосны и ели.  Есть много тех,  кто варварским способом  осуществляет несанкционированные  вырубки  деревьев.

Данным мероприятием  хотелось обратить внимание учащихся  на проблему повышения  собственной    экологической культуры  и  культуры жителей п. Пятницкое,  бережного отношения к природным богатствам, в  частности лесным ресурсам родного края.

 Цель: привлечение внимания подрастающего поколения к проблеме сохранения  хвойных насаждений района.

 Задачи:

1. Создавать   условия для повышения экологической и эстетической  культуры поведения учащихся в лесном биоценозе.

2.Способствовать воспитанию бережного отношения к природным лесным  богатствам.                                    

 3. Расширять   знания  о лесе, его роли в жизни людей и природе.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.

 Оформление: стены класса оформлены плакатами: «Лес - чудесное творение природы», «Зеленая красавица,  живи!», «Сохраним  леса п. Пятницкое», «Береги природу!»; выставка детских рисунков, книг на тему  «Заходи в зелёный дом  - чудеса увидишь в нём», фото новогодних композиций,  листовки и памятки на тему «Живи, елка!», «Лес – наше богатство».

 Методические советы  на подготовительный период:

Занятие рассчитано для  обучающихся  6-7 класса. Перед проведением мероприятия учитель разрабатывает сценарий мероприятия, изучает научно-методическую, художественную литературу, подготавливает фото и видеоматериал, презентацию. Вместе с членами кружка подготавливаются  листовки, плакаты, рисунки,  новогодние  композиции, высказывания, пословицы, поговорки, стихи  о лесе, вопросы для круглого стола. С помощью библиотекаря организовывается  выставка творческих работ, книг и журналов  о лесе.

 План занятия

1.Организационный момент.

2.Основная часть.

3.Заключительная часть.

4.Рефлексия.

5.Подведение итогов.

 Ход проведения мероприятия:

 1.Организационный момент.

 Я так боготворю деревья

И их доверьем дорожу.

В лес захожу,

как будто к другу в дверь я,

И как по храму, по лесу хожу.

Учитель: Новый год-это праздничные хлопоты, подарки, белый пушистый снег за окном, Дед Мороз и Снегурочка, бенгальские  огни, фейерверки, новогодние  поздравления и  традиционно нарядная зеленая красавица – ёлка, сверкающая разноцветными огнями и завораживающая  волшебным ароматом счастья.

Однако новогодняя ёлка - не только красивая традиция. У неё есть и вторая сторона - значительный ущерб  нашим лесным богатствам. Накануне праздников погибает большое количество деревьев. По статистике этот обычай  можно  сравнить с ежегодным лесным новогодним пожаром.

Лесничество ежегодно устраивает ёлочные базары,  где  каждый желающий может приобрести зелёную красавицу. Но всегда ли так происходит? В канун Новогодних праздников в сосновом лесу, да и на территории посёлка, можно найти огромное количество повреждённых деревьев: верхушки спилены, ветки обломлены, совсем маленькие сосны -  срублены под корень. Ежегодно  случаются факты несанкционированной рубки хвойных насаждений. Лесные красавицы становятся добычей  варваров  без совести. А сколько зелёных красавиц выбрасывается после праздников, не найдя применения? Сколько ежегодно официально продаётся ёлок в период новогодних праздников? Какова площадь вырубок  сосен  в нашем районе?

Для поиска ответов на все эти вопросы сегодня мы  проводим  круглый стол  на тему «Войди в лес другом» в рамках экологической  акции «Живи, ёлка!».

 2. Основная часть.

Сегодня у нас в гостях заместитель директора ОКУ  «Волоконовское лесничество» - Щекин Геннадий Геннадьевич, он ответит на все интересующие вас вопросы. Но сначала послушаем немного истории, о том,  откуда пришел обычай наряжать и украшать елку.

1 ученик: Обычай  наряжать ели и сосны пришел к нам из Германии. Царь Петр I   указом повелел «…ставить елки и делать украшения от древ и ветвей сосновых, еловых…». Но после его смерти это нововведение ушло в забытье. И ни Пушкин, ни Лермонтов новогодних ёлок не знали и не видели – у них были святки, маскарады и балы. После революции новогодняя ёлка была признана «дикарским обычаем» и полностью списана со счетов. Лишь в 1935 году Сталин вернул новогоднюю ёлку народу. Так вечнозеленая красавица дошла до наших дней.

2 ученик: За один «Новый год» вырубаются сотни тысяч елей. За неделю исчезают леса. Чтобы восстановить  лес нужны десятки,  иногда сотни лет, а уничтожить его можно за неделю. Хочется обратиться ко всем здравомыслящим людям – остановитесь, задумайтесь о будущем, не уничтожайте своим безразличием  и беспечной праздностью наши леса. Ведь лес, кроме того, что и «сам живой» – это еще и дом для миллионов живых существ, большую часть которых человек уже истребил.

Учитель: В старину на Руси говорили: «Рядом с лесом жить — голодному не быть. Лес — богаче царя. Лес не только волка, но и мужика досыта кормит». Ребята, а как вы думаете, какое значение имеет лес в природе и жизни человека?

(Ответы  и  выступления учащихся)

Основные направления использования леса в хозяйственных целях:

1.Источник пищи (грибы, ягоды, звери, птицы, мёд)

2.Источник энергии (дрова)

3.Строительный материал

4.Сырьё для производства (производство бумаги)

Значение леса в природе:

1. Растения вырабатывают кислород. Одно дерево за сутки выделяет столько кислорода, сколько нужно для дыхания 3 взрослым людям.

 2. Только зеленые растения используют  энергию солнца и создают  органические вещества.

3. Лесные насаждения эффективно влияют на температуру местности, влажность воздуха, на почву и микроклимат в целом. Самые лучшие увлажнители воздуха: тополь и дуб. Растения помогают очистить воздух от пыли и химических веществ.

4.Растительность влияет на ветровой режим и защищает населенные пункты. Заросли боярышника снижают скорость ветра почти в 1, 5 раза.

 5. Растительность главный фактор почвообразования.

6. Лиственные породы деревьев эффективно снижают шум благодаря различной ориентации листовых пластинок и из-за колебаний листьев.

7. Растительный покров – это мощный лечебный и оздоровительный фактор для человека. Хвойные леса выделяют фитонциды — летучие вещества, обладающие бактерицидными свойствами. Фитонциды убивают болезнетворные микробы, благотворно влияют на нервную систему, усиливают двигательную и секреторную функции желудочно-кишечного тракта, способствуют улучшению обмена веществ и стимулируют сердечную деятельность.

 Составляется схема    на доске             

Учитель: Мы видим с вами, что значение леса очень велико, но может быть рубка новогодних деревьев не столь и страшна для Волоконовских лесов? О состоянии лесных ресурсов на территории нашего района нам расскажет заместитель директора ОКУ «Волоконовское лесничество» - Щекин Геннадий Геннадьевич.

Представитель ОКУ «Волоконовское лесничество»: (рассказ о работе лесничества)

Общая площадь  «Волоконовского  лесничества» - 6719 га, хвойное хозяйство – 650 га, твердолиственные породы - 4795 га, мягколиственные породы – 807 га, ценные леса  составляют – 6303 га, они же являются противоэрозионными лесами; водоохранные леса – 80 га, защитные  леса природных и иных объектов – 336 га, защитные полосы возле дорог – 8 га и леса  зеленой зоны -328 га.

…В преддверии Нового года  с 1  декабря по 31 декабря проводится акция «Охрана новогодних сосновых насаждений от самовольных порубок», совместно с работниками МВД проходят круглосуточные дежурства для предотвращения самовольных  порубок. За срубленное  дерево предусмотрен административный штраф- 5000 рубл. за каждый 1 м.

…ОКУ «Волоконовское лесничество»  по госзаказу выполняет следующие виды работ:

   1)Рубки ухода за лесом (выборочные и сплошные санитарные рубки).

   2) Рубки ухода в молодняках (осветления и почистки).

   3)Выращивание посадочного материала (сеянцы и саженцы древесно-кустарниковых пород).

   4)Посев и посадка на площадях, вышедших из-под сплошных санитарных рубок, кроме осины и на площадях, не покрытых лесом.

   5)Дополнение лесных культур прошлых лет.

   6)Противопожарные мероприятия (ремонт дорог противопожарного назначения, устройство новых и ремонт существующих противопожарных барьеров, изготовление и установка шлагбаумов, знаков, аншлагов).

   7) Благоустройство лесной территории (устройство мест отдыха, очистка леса от захламления).

   8)Закладка плантаций для новогодних елей.

С 2010 года  наше  лесничество  участвует  в региональном экологическом проекте «Зеленая столица», который развивается по пяти направлениям:

   - озеленение и ландшафтное обустройство территории области;

   - рекультивация участков, испытавших техногенное воздействие со стороны хозяйствующих субъектов - предприятий горнорудного комплекса и других промышленных отраслей;

   - развитие рекреационных зон;

   - сплошное облесение меловых склонов и опасных в эрозионном отношении участков;

   - координация работы по производству посадочного и посевного материала.

   Весной 2013 года такая работа продолжится во всех районах области с привлечением общественности, школьников, местного населения.

Учитель: Ребята, может у вас есть вопросы к нашему гостю?

Вопрос: Где  заготавливаются специальные новогодние ели, сосны?

Представитель ОКУ «Волоконовское лесничество»: Новогодние ели, сосны выращиваются на специальных плантационных площадях, которые специально закладываются для рубки  в новогодний период. Кроме этого на наших рынках продаются привозные ели и сосны из других областей, а также население использует искусственные елки.

Вопрос: Как отличить законно заготовленную новогоднюю ель от браконьерской?

Представитель ОКУ «Волоконовское лесничество»:

Чтобы избежать покупки  "браконьерской" продукции, новогоднюю ель или иное хвойное дерево лучше покупать только на специально организованных рынках, где у продавцов имеются накладные на продаваемые деревья, а покупателям выдается квитанция. Живые новогодние деревья, которые продаются  "с рук" имеют браконьерское происхождение.

Вопрос: Сколько нужно времени, чтобы вырастить новогоднюю ель среднего размера?

Представитель ОКУ «Волоконовское лесничество»: Это зависит от условий и технологии выращивания. В  нашей природной зоне  этот процесс занимает, как правило, 6-7 лет. Из них два года уходит на выращивание сеянцев (обычно для закладки "новогодних" плантаций используются такие же сеянцы, как и для восстановления леса на вырубках). Как правило, чем южнее, тем этот период меньше, чем севернее - тем больше.

Вопрос: Как организовано плантационное выращивание новогодних деревьев в нашем регионе?

Представитель ОКУ «Волоконовское лесничество»: В Белгородской области для новогодних праздников выращивают не елки, а сосны. Эти сосны не вырубаются в лесных массивах. Для выращивания зелёных красавиц в местах, непригодных для культивирования других пород деревьев, созданы специальные плантации. Одна из таких плантаций находится за пределами п. Волоконовка. Часть сосенок вырубается среди молодняка, с целью его прореживания. За семь лет сосна вырастает только на один метр, однако экологии района ничего не угрожает, т.к. эти сосны были посажены для того, чтобы  жителей нашего района к Новому году обеспечить ёлками…

Вопрос: А почему главная елка страны не искусственная, а настоящая, кроме этого главные елки в наших поселках также  настоящие?

Представитель ОКУ «Волоконовское лесничество»: Главная елка страны должна  соответствовать ряду требований: ее возраст должен быть более 100 лет, а, следовательно она подлежит вырубке, на ее место посадят несколько новых деревьев. Что касается главных елок в наших поселках, то используют не целые деревья, а ветки, которые укрепляют в специальном каркасе.

Учитель: Что лучше для природы: один раз обзавестись искусственной елкой или каждый год покупать живую? Или делать новогодние композиции, букеты? Как вы думаете, ребята?

Ответы:

- Искусственная праздничная елка – самый  лучший вариант: и гости счастливы, и леса живы.

- Искусственные елки бывают разной высоты – от совсем маленьких, которые можно установить  на столах, до пятиметровых.

-Елки бывают разной пушистости, с разными оттенками, к некоторым не нужно покупать гирлянду, т. к. продаются елки с рассеянным сиянием и даже с хвойным ароматом.

-  Искусственные елки не осыпаются, на них не может быть аллергии, они удобны и экологичны.

-У таких елей длительный срок эксплуатации, который доходит до 10 лет. А за это время вы сохраните 10 живых елей.

 3. Заключительная часть.

Учитель: Я надеюсь, что каждый из вас сделает  правильный выбор,  и вместе мы сможем спасти «зеленое золото» нашего района, области, страны. Очень трогательны слова  о лесе И. С. Никитина:

Шуми, шуми, зеленый лес!

Знаком мне шум твой величавый,

И твой покой, и блеск небес.

Над головой твоей кудрявой.

Я с детства понимать привык

Твое молчание немое,

И твой таинственный язык,

Как что-то близкое, родное.

3  ученик: Лес в опасности! У наших лесов много проблем. Какие же  это проблемы? (На доске дети составляют схему; рассказ о жизни елки после праздника)

 Если мы будем  варварски  относится к лесу, он может исчезнуть, а с ним  исчезнут птицы, звери, насекомые, цветы, ягоды, грибы, чистый воздух, летняя прохлада…

 Леса уходят, жалко мне леса.

Уходят ели, сосны и березы,

Рябины гасят пламенные гроздья,

Осинников смолкают голоса.

Лес вырубают – океан зеленый,

Лишь на тебя надежда – Человек

Цени и уважай доверие природы.

   Учитель:  Хочется верить, что после сегодняшней встречи изменится  ваше отношение к новогодним елкам, другим деревьям не только в нашей школе, но и в ваших семьях. Конечно же, каждый из вас должен задуматься, каким увидят лес наши потомки через век,  через тысячелетия, и сможет ли лес им дать то, что даёт нам сейчас. Закончить нашу встречу  я хочу словами  Б. Васильева из произведения  «Не стреляйте в белых лебедей»: «Каждое дерево, сынок, оно для пользы: бездельников природа не любит. Кто для человека растет, на его нужду, а кто для леса, для зверья всякого или для гриба, скажем. И потому, прежде чем топором махать, надо поглядеть, кого обидишь: лося или зайца, гриб или белку. А их обидишь – себя накажешь: уйдут они из леса-то порубленного, и ничем их назад не заманишь. Дерево – это теплое и многотерпеливое создание».

 4.Рефлексия. В заключении предлагается  каждому участнику круглого стола, передавая символ елочки, сделанный  членами кружка, высказать мнение по обсуждаемой проблеме и пожелания. Продолжить предложения: «Для меня лес - это…», «Из сегодняшней встречи я узнал( а)…», «Чтобы спасти наши леса надо…».

Учитель:

Вам низко кланяюсь, леса,-

Зверям, букашкам, каждой птице.

Живу с надеждой возвратиться

К вам снова: верю в чудеса…

Вам низко кланяюсь леса.

 5.Подведение итогов

 Литература

 

1.  Балбышев И.Н. Из жизни леса. С-П.: ЛЕНИЗДАТ, 1990.

2. Бобров Р.С. Беседы о лесе.- М.: Молодая гвардия,1982 .

3. Герасимова В.А. «Классный час – играючи». – М., 2006.

4. Дмитриев Ю. и др. Книга природы.   М.: Детская литература, 1990.

5. Лес и человек. - Ежегодник - Москва «Лесная промышленность» ,1989.

6. Петров В.В. Лес и его жизнь. М.: Просвещение, 1986.

7. Русская поэзия детям, 3-е изд. Л., 1989.

 

   

. .