< Урок окружающего мира 4 «А» класс программа «Школа России» выполнила учитель Суханова В.А.

Наши новости


  3 сентября 2020 года состоялся исторический диктант на тему событий...
 10 июля 2020 года. Сегодняшний день был посвящен русским народным сказкам. Утро...
 22 июня 2020 года, в День памяти и скорби, делегация нашей школы приняла участи...
14 мая и 27 мая 2020 года были выданы сухпайки льготной категории детей. В со...

Версия сайта

Главное меню

Дополнительное меню

Начальные классы

 

      Тема:   МОРЯ, ОЗЕРА  И  РЕКИ  РОССИИ

Цели:

1. Сформировать у учащихся представление о морях, озерах и реках России.

2. Познакомить с географическим положением рек.

3. Совершенствовать умения и навыки работы с физической картой России.

4. Развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, рассуждать и делать выводы.

      Развивающая: содействовать развитию у детей умению общаться, развивать мышление; обеспечить развитие умения ставить цель и планировать свою деятельность.

       Воспитательная: Воспитывать интерес к природе, уважительное отношение к самому себе, уважительное отношение к членам семьи;

       Задачи: Создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску  решения задач; создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискуссии; формировать уважительное отношение к людям, к природе.

      О б о р у д о в а н и е:плакат «Солнечная система»; рисунки, иллюстрирующие внешний вид и размеры Солнца,презентация.

                                               Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

    Сегодня мы побываем на берегах рек, озер и морей нашей родины. За особую красоту озер их иногда называют голубыми глазами Земли.

Моря, озера и реки дают жизнь всему живому: растениям, животным и людям.

Но сначала вспомним полученные ранее знания.

II. Проверка знаний и умений.

Фр о н т а л ь н ы й   и   и н д и в и д у а л ь н ы й   о п р о с:

– Покажите на карте известные вам равнины России.

– Покажите на карте горы нашей страны.

– Расскажите об Ильменском заповеднике, покажите его географическое положение на карте.

Работа по ндивидуальным карточкам.

                                               Вариант I

№ 1. Вставьте пропущенные слова, чтобы получилось верное высказывание.

Россия – страна огромных равнин. Огромная низменность с большим количеством болот называется … (Западно-Сибирской) равниной. … (Восточно-Европейскую) равнину называют  холмистой. А … (Среднесибирское) плоскогорье похоже на горную страну.

№ 2. Найдите лишний географический объект:

а) вулканы Камчатки, Саяны, Алтай;

б) Кавказ, Восточно-Европейская равнина, Среднесибирское плоскогорье;

в) Кавказ, Алтай, Урал.

№ 3. Соедините стрелками схемы гор и их названия:


                                                Вариант II

 № 1. Вставьте пропущенные слова, чтобы получилось верное высказывание.

Россия – страна величественных гор. Самые высокие горы –… (Кавказские) горы. На юге Сибири находятся горы … (Алтай) и … (Саяны). С севера на юг через всю территорию России протянулись … (Уральские) горы.

№ 2. Найдите лишний географический объект:

а) Кавказ, Урал, Саяны, Среднесибирское плоскогорье;

б) Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина, Саяны

в) Алтай, Саяны, Кавказ.

№ 3. Соедините стрелками схемы равнин и их названия:

 

III. Работа над новой темой.

Вступительная беседа.

Берега России омывают моря трех океанов. Покажите на карте и назовите, какие это океаны.

На Севере – Северный Ледовитый океан. На западе – Атлантический океан. На востоке – Тихий океан.

Моря Северного Ледовитого океана очень холодные. Почти круглый год они покрыты льдом. Какие моря относятся к Северному Ледовитому океану? Назовите и покажите на карте.

Белое море, Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море.

Моря Тихого океана тоже довольно холодные. Над ними часто дуют суровые ветры и стоят густые туманы. Назовите и покажите на карте моря Тихого океана.

Охотское море, Японское море, Берингово море.

Найдите на карте полушарий Балтийское и Черное моря. Определите, к какому океану они относятся.

 Балтийское и Черное моря – это моря Атлантического океана, они особенно глубоко вдаются в сушу.

Что вы можете сказать о Черном море?

Черное море теплое, бóльшая часть его никогда не замерзает.

О Балтийском море не скажешь, что оно очень тёплое, но летом в нем купаются. Что вы можете сказать о морской воде?

Вода в морях солёная.

     Сколько же морей омывают российские берега?

11 морей омывают российские берега.

                                                 физминутка

                                   Повторить упражнения.

Как лента блестящая,

Речка течет настоящая.

И днем течет,

И ночью течет –

Направо свернет,

Налево свернет.

А в речке вода леденящая,

У берегов ворчливая,

А посередке ленивая.

IV. Работа над новой темой.

А сейчас по реке мы попадаем в самое глубокое пресное озеро мира. Как называется это озеро?

Это озеро Байкал. Оно внесено в список Всемирного наследия.

- Найдите на карте озеро Байкал. Где оно расположено?

Озеро Байкал расположено на Среднесибирском плоскогорье. В России множество больших и маленьких озер. Самое большое по площади – Каспийское. Из-за огромных размеров его называют озером-морем или просто морем. Но на самом деле это озеро.

Но это еще не все озера. Их на территории России свыше двух миллионов.

- Найдите другие озера нашей страны.  Ладожское и Онежское озера – это крупнейшие озера Европы. В Ладожском озере берет свое начало река Нева, на которой стоит Санкт-Петербург. Эти два озера связаны друг с другом: из Онежского озера вытекает река Свирь, которая впадает в Ладожское озеро. Это озера с пресной водой.

Прочитать текст на с. 74 учебника о реках России.

     - Назовите самые крупные реки нашей страны.

(Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур)

V. Работа с физической картой России по этапам:

1) реки Восточно-Европейской равнины;

2) реки Западно-Сибирской равнины;

3) реки Средне-Сибирского плоскогорья.

- Назовите самую крупную реку Восточно-Европейской равнины. Назовите и покажите другие реки Восточно-Европейской равнины.

      Самая крупная река Восточно-Европейскойравнины – Волга. Есть еще реки: на севере Северная Двина и Печора, на юге – Дон и Урал, в центре – Кама и Ока.

- Назовите самые крупные реки Западно-Сибирской равнины. Покажите на карте.

Обь и Енисей – крупные реки Западно-Сибирской равнины.

Река Обь имеет много притоков, одним из них является  река Иртыш. Енисей берет свое начало в Саянах. Обе реки впадают в Карское море.

- Назовите самые крупные реки Среднесибирского плоскогорья.

(Лена, Амур и приток Енисея Ангара – самые крупные реки Среднесибирского плоскогорья)

Река Лена имеет наибольшее количество притоков.  На севере плоскогорья текут реки Индигирка и Колыма.

На берегах рек издавна строились села, деревни, города. Как вы думаете, почему?

Без воды не могут жить люди, растения и животные.

VI. Закрепление изученного материала.

1. Заполнить контурную карту: подписать названия морей, рек и озер.

2. Игра «Географическое лото»  (Кто быстрее соберет верно цепочку, тот и побеждает.)

Восточно-

Европейская

равнина

Самое глубокое
озеро мира

Байкал

Самое большое
по площади

озеро России

Каспийское

море

Река, впадающая
в Каспийское
море

Волга

Самая длинная

река России

Обь

Самые высокие
горы России

Кавказские горы

«Плоская»

равнина России

Западно-
Сибирская

равнина

В список Всемирного наследия включены горы

Алтай

«Холмистая»

равнина России

VII. Итоги урока. Выставление оценок.

         - Чему научил нас этот урок?

         - Что нового узнали из данного урока?

         - Правильно ли мы это делали?

         - Какие знания вы передадите другим?

         - Оцените свою работу.

         Чтение  вывода  на с. 73 учебника.

 Домашнее задание:  с. 72–77.Прочитать статью «Заповедники России».

 Выполнить задание 4, с. 75.

. .