< Приложение 4

Наши новости


  3 сентября 2020 года состоялся исторический диктант на тему событий...
 10 июля 2020 года. Сегодняшний день был посвящен русским народным сказкам. Утро...
 22 июня 2020 года, в День памяти и скорби, делегация нашей школы приняла участи...
14 мая и 27 мая 2020 года были выданы сухпайки льготной категории детей. В со...

Версия сайта

Главное меню

Дополнительное меню

Начальные классы

Методические рекомендации по выполнению

исследовательских работ и творческих проектов

Рекомендации при выборе тематики детских исследований

Какими могут быть темы детских исследований.

Все бесконечное разнообразие возможных тем для исследовательской работы и творческого проектирования детей можно условно объединить в три основные группы.

Фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.

Например, ребенок делает проект космического корабля, создает какую-то волшебную машину или прибор, разрабатывает парк фантастических растений или разрабатывает проект домашнего робота. Все это может быть воплощено в техническом рисунке или даже макете, склеенном из бумаги, смонтированном из картонных коробок, упаковок из- под продуктов или косметики.

Эмпирические – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.

Это наиболее интересное и перспективное направление исследовательской деятельности детей. Проведение исследований, включающих собственные наблюдения и эксперименты, очень ценно в плане развития самого исследовательского поведения и в плане приобретения новых сведений о мире. Эти исследования требуют большой изобретательности. В качестве предметов детских наблюдений и экспериментов могут выступать практически все объекты: и сами люди, и домашние животные, и явления природы, и самые разные неодушевленные предметы.

Например, ребенок изучает живую  и неживую природу, кроме изучения книг по своей теме своей работы, разрабатывает и проводит наблюдения, эксперименты, обобщает полученные данные, делает на этой основе умозаключения и выводы.

Теоретические - темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов. Материалов, содержащихся в разных теоретических  источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что можно увидеть в фильмах или прочитать в других книгах и др.

В настоящее время издается много очень хороших энциклопедий и справочников для детей разного возраста. Это создает прекрасные условия для проведения теоретических исследований даже с детьми младшего возраста.

Например, можно собрать в разных справочниках и энциклопедиях информацию об определенной  группе пород собак, устройстве парусных кораблей прошлых веков, истории музыкальных инструментов или развития компьютерной техники и др., обобщив эту информацию, можно найти интересные закономерности, незаметные для поверхностного взгляда. Структурировав полученные данные, можно представить выявленные сведения для обсуждения.

Из всех тем исследовательских работ теоретические - самые сложные. Обычно такие темы могут и любят разрабатывать младшие школьники, входящие в категорию перспективных детей. Здесь от ребенка требуется интерес к анализу и синтезу, способность к классифицированию, любовь к суждениям, умозаключениям, для успеха в этой работе необходима хорошо развитое аналитическое мышление и интуиция.

Правила выбора темы

Несколько общих замечаний по поводу определения проблем детских исследований и выбора тем.

Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа, как  и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что - либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема, навязанная ребенку, какой  бы важной она не казалась нам, взрослым, должного эффекта не даст.

Естественно, для того, чтобы выбрать тему, интересующую ребенка, нужно знать его склонности. Суметь услышать, понять, почувствовать его интересы.

Тема должна быть выполнима, решение должно принести реальную пользу участникам исследования. Подвести ребенка под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умение и навыки - задача сложная, но без ее решения эта работа теряет смысл.

  Искусство наставника при проведении данной работы в том, чтобы помочь ребенку сделать такой выбор, который он бы считал «своим выбором».

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Познание начинается с удивления, а удивляются люди чему-то неожиданному.

 Тема должна быть  такой, чтобы работа могла быть выполнена качественно, но относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте у ребенка не высока. Долго целенаправленно работать в одном направлении ему обычно очень трудно. Поэтому часто приходится наблюдать, что увлеченно начатая и не доведенная сразу до конца работа (рисунок, постройка и др.) так и остается незаконченной. Выполнить исследование на одном дыхании очень сложно. Учитывая эту особенность детской природы, следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Помогая учащемуся выбрать  тему, старайтесь  сами держаться ближе к той сфере, в которой сами чувствуете себя талантливыми.

Исследовательская работа делается ребенком совместно с педагогом (психологом), поэтому тема должна вызывать интерес не только у ученика, но и руководителя. Для того чтобы этот интерес соблюсти, надо стараться ориентировать детей на то, что интересно вам, что у вас вызывает интерес, на то, в чем вы сами хорошо разбираетесь.

Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем.  Педагог, работающий в традиционном репродуктивном режиме, убежден, что нельзя научить ребенка тому, чего не знаешь сам.

Исследуя проблему с ребенком, можно приобретать знания вместе с ним, помогая друг другу, мы можем открывать для себя новые горизонты. Важно отметить, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Эта позиция касается обычно не столько выбора проблемы, сколько уровня ее подачи, имеется в виду ее формулировка и отбор материала для решения. Одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста на различных этапах обучения по-разному, с различной степенью глубины.

Желание и возможности. Выбирая проблему, нужно учесть, есть ли необходимые для ее решения средства и материалы. Отсутствие  литературы, необходимой исследовательской базы, невозможность собрать необходимые данные, обычно приводят к поверхностному решению. Поверхностное решение рождает «пустословие». А это не только не содействует, а напротив, существенно мешает развитию творческого мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.

Вооружившись всем необходимым, каждый ребенок начинает действовать самостоятельно - включается в собственный исследовательский поиск. Задача - собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщить ее и подготовить собственный доклад. Все это нужно сделать, не затягивая время - в рамках одного занятия.

Дети работают самостоятельно, они сами изучают все, что связано с выбранной ими темой. Задача педагога - выполнить обязанности активного помощника, консультанта исследователей, помогать тем, кто нуждается в помощи в данную минуту.

Во время сбора материала каждый ребенок работает над своей темой, делает он это в своем темпе, перемещается по классу так, как это ему хочется. Все это вносит некоторые сложности в процесс работы педагога, но никаких непреодолимых трудностей в связи с этим обычно не возникает.

Педагоги для того чтобы действовать эффективно, надо помнить некоторые правила:

ü  Всегда подходить к проведению этой работы творчески.

ü  Учить детей действовать самостоятельно, независимо, избегать прямых инструкций.

ü  Не сдерживать инициативу детей.

ü  Не делать за них то, что они могут сделать, или то, что они могут научиться делать  самостоятельно.

ü  Не спешить с вынесением оценочных суждений.

ü  Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний.

ü  Ориентировать детей на собственные наблюдения и эксперименты.

ü  Учить детей прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями.

ü  Помогать детям формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.

ü  Учить детей анализу, синтезу, классификации информации, поощрять стремления делать выводы, высказывать суждения и умозаключения.

. .